Детский сад № 32 ст. Каневская

Опыт работы учителя-логопеда Харченко Е.Н. «Инновационные методы проведения коррекционных занятий, как важный фактор, эффективного логопедического воздействия»

Е.Н. Харченко, учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 32

ст. Каневская

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ, КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР, ЭФФЕКТИВНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

 

Введение

Новейшие модели призывают искать оригинальные, особые пути в образовании детей дошкольного возраста.В настоящее время разыскать нестандартные, креативные формы и способы для организации воспитания и обучения дошколят – реалия не только правильная и обоснованная, но и крайне существенная и незаменимая.В дошкольном образовательном учреждении особенную роль отводят таким формам занятий, которые предоставляют возможность активно участвовать каждому ребенку, увеличивают престиж знаний, компетентность и персональную ответственность малышей. Имеется уникальная возможность все это с успехом решать путем использования технологий нестандартных современных форм, приемов, методов обучения и воспитания.Нестандартная образовательная деятельность - это неизменно праздник, когда любой обладает возможностью продемонстрировать себя в обстановке удачливости, благополучия и тогда группа превращается в настоящий творческий коллектив.

Гипотеза повышение эффективности процесса коррекционно-речевого развития детей дошкольного возраста путем проведения нестандартных занятий.

Объект исследования – воспитанники с ограниченными возможностями здоровья дошкольного учреждения.

Предмет исследования – особенности коррекции и формирования развития речи с применением инновационных методику детей дошкольного возраста.

Цель работы разработка новых образовательных технологий, способствующих скорейшему формированию речевой деятельности и её коррекции.

Задачи:

1.Развитие умственных и речевых способностей ребёнка.

2.Формирование беглости мышления и его продуктивности.

3.Активизирование интеллектуально-творческого потенциала детей.

4. Оценивание эффективности влияния разработанного материала для речевого развития детей.

Практическая значимость Новизна и практическая значимость работы заключаются в разработке серии авторских нетрадиционных конспектов образовательной деятельности, в подборе и систематизации практического материала, консультаций для родителей и воспитателей. Этот материал может быть рекомендован учителям-логопедам, воспитателям ДОУ. Использован новый подход к организации коррекционно-развивающей деятельности с использованием современных педагогических технологий с целью коррекции речи и развития творческого мышления, познавательных психических процессов.

Актуальность данной работы заключается в инновационном подходе к проблеме развития речи, умственных способностей детей дошкольного возраста. Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей, так как речь выполняет многообразные функции в жизни каждого ребенка.

Основная часть

В своей практической деятельности я стала активно интересоваться новыми креативными формами занятий. Захотелось попробовать все, но если не все, то многое. Изучив литературу и просторы интернета,по данной теме, выбрала для себя наиболее подходящие нетрадиционные формы занятий такие как: Занятия-сомнения (поиска достоверности). (Экспериментальные действия детей типа: горит - не горит, лопнет - не лопнет, исчезнет - не исчезнет и тому подобное.)

Занятия-взаимообучения (дошкольник- «эксперт» учит остальных ребят различным видам деятельности).

Занятия-соревнования (в основе стоит принцип поединка между дошколятами): кто именно скорее, быстрее обнаружит, определит, угадает, отметит и т. д.)

Занятия-КВН (в основе стоит принцип деления детей на две-три подгруппы и проводят как викторины).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада или кабинета, ориентация по плану-схеме с детективной сюжетной линией).

Более подробно хотела остановиться на последнем типе нетрадиционного занятия, так как детям очень оно понравилось. Занятие авторское и разработано оно в форме квест-игры.

Все задания в квест-игре связаны одной общей сюжетной линией. Данная версия игры продемонстрирована в приобретении карты путеводителя, в которой указывается местонахождение исчезнувшего объекта. В течение странствования ребята наталкивались на разные игровые задания и поручения, реализовав которые перемещались от одного пункта к другому. Малыши приводили в исполнение различные игровые задания в обнаружении и определении, разгадывании и разоблачении, демонстрируя когнитивную активность, пылко и темпераментно откликаясь на методы активизации деятельности, применяли имеющийся у них запас знаний и умений.

Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных проблем, при этом обнаруживалась увлеченность и любопытство, дисциплинированность и сосредоточенность. Вследствие применения здоровье-сберегающих технологий и корректного, верного их включения в квест-игру (пальчиковая гимнастика под музыку, подвижные упражнения) у ребят не проявлялось признаков утомляемости. Дети добились и извлекли результат, так как всецело реализовали установленные мною задачи. Все задания верно и безошибочно исполнены на всех стадиях игры. Игровое мотивирование пробудило колоссальную заинтересованность у дошкольников, их инициативность, активность оказалась довольно высока. Весь дидактический материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей, он отличается своей инновационностью и современностью (например, ручки-шпионы), что помогало максимально привлечь и распределить внимание дошкольников, заинтересовать их, достичь высоких результатов в работе.На занятии были использованы предметные картинки, упражнение на развитие звукового анализа слова. В ходе квест-игры особенно следила за четким проговариванием слов, предложений, тактично и доходчиво поправляла, просила повторить правильно. Присутствовала постоянная смена видов деятельности, что способствовало повышению работоспособности ребёнка и активизации внимания. Взаимоотношения детей с педагогом на протяжении всего занятия были дружескими, эта позиция привлекала и дисциплинировала детей. Эмоциональный фон во время занятия был положительный. Все игровое занятие проходило в теплой атмосфере сотрудничества. Оно было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цель и задачи занятия были выполнены. Результат был достигнут и превзошел все ожидания.

Обобщая и анализируя все вышесказанное, хотела бы добавить, что, действительно, используя на практике новые, нетрадиционные типы занятий, дети целиком погружаются в мир игры и без всякого напряжения размышляют, играют, творят, сочиняют. Образовательный процесс идет сам по себе, как по «накатанной дорожке» легко и непринужденно.

Один из факторов повышения результативности работы – включение в неё воспитателей и родителей. Мною были подготовлены и проведены консультации для педагогов и родителей на тему:

«Проблема творчества и креативных возможностей в современной педагогике и психологии»

«Нетрадиционные формы занятий в ДОУ как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС»

«Нетрадиционные виды работы с детьми в детском саду»

«Значимость развития творчества у дошкольников»

«Знакомство с нетрадиционными технологиями и их роль в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ»

В результате проведенной коррекционно-речевой работы с применением нестандартных занятий наблюдаются позитивные сдвиги в развитии интеллекта и речи (обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи и связность высказываний, развивается познавательный интерес, творческие способности, воля, эмоции, память, внимание, воображение).

Основными методами работы явились наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применялись с учетом принципа дидактики (от простого к сложному), их применение последовательно и обосновано.

Таким образом, использование в работе с дошкольниками с ОВЗ нетрадиционных занятий открывает безграничные перспективы совершенствования для стимулирования детей к учебной деятельности, делают их более эрудированными, формируют когнитивную активность, совершенствуют конкретные знания и навыки, которые необходимы в практической деятельности, пробуждают внимание, заинтересованность и необходимость коммуникации, улучшают умственное развитие.

В процессе работы отмечается, что дошколята стали замечать и выискивать выходы из различных обстоятельств и ситуаций, подвергать их анализу, делать наиболее приемлемый выбор, научились мыслить и передавать свои мысли и размышления посредством рассуждений, благодаря этому, речь детей стала наиболее живой, яркой, увлекательной.

В заключение хотелось бы отметить, что, широко используя нестандартные технологии в своей работе, я не отвергаю других методик, методов и приемов логопедической работы. Мною разработаны общие рекомендации по использованию нетрадиционных занятий:

-Корректная координация учебных действий;

-Продолжительность образовательной деятельности должна соответствовать учрежденному регламенту, а время эксплуатироваться эффективно и полноценно;

-Привлечение к динамичному и высокоактивному участию в деятельности всех дошкольников, принимая во внимание их персональные, индивидуальные свойства и качества,

-Использование педагогами не одностороннего влияния на малышей, но и противоположный алгоритм. Дошкольникам необходимо обладать возможностью по максимуму воспользоваться своим собственноличным, уже существующим опытом;

-Педагоги и дети обозначаются как полноправные участники, обладатели различного, иногда несхожего, но в равной степени незаменимого, необходимого опыта.

Вывод

Таким образом, применение на практике нетрадиционных видов занятий, в первую очередь, доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их, а от ощущения радости, полученной ребёнком результате логопедической деятельности, в первую очередь зависит успешность работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида; Детство-Пресс, 2011. - 128 c.

2.Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы; Айрис-Пресс, 2009. - 192 c.

3.Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ; Айрис-Пресс, 2008. - 160 c.

4.Маханева М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ. Организационно-методический аспект; Сфера, 2007. -933c.

5.Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ; Детство-Пресс, 2012. -821c.

11 февраля 2021 в 12:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.