Детский сад № 32 ст. Каневская
|
«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством авторских сказок по ПДД»Ерёменко Светлана Викторовна воспитатель, Бабенко Ирина Ивановна воспитатель, МБДОУ детский сад №32 ст.Каневская
«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством авторских сказок по ПДД»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о видах транспорта, о правилах поведения в общественном транспорте. Задачи: · Создать педагогические условия для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения, как на дороге, так и внутри транспортного средства. Сформировать у детей умение анализировать сказочную ситуацию, рассуждать, находить выход из проблемных ситуаций и принимать решение. Развивать связную речь, творческие способности. Развивать способность практически применять полученные представления в дорожно-транспортной среде. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведении в дорожно-транспортном процессе. Актуальность:
Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений деятельности нашей дошкольной организации. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Как же научить ребенка правилам дорожного движения, чтобы он не просто усвоил знания, но и запомнил их на уровне рефлексов. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям викторине, игре, дорожной сказке. Сказка по ПДД – отличное дополнение к учебному процессу в формировании у дошкольников знаний, умений и навыков. Ведь именно в сказках дети рано приучаются верно, оценивать различные ситуации и поступки.
Организация образовательной деятельности педагога с детьми с использованием разнообразных организационных форм. 1 этап работы 1.1 Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение сказок по ПДД, просмотр презентаций и развивающих видеороликов. 1.2 Сочинение сказок по ПДД Сочинять сказки можно как в ходе образовательной деятельности, так и между делом, на прогулке. Дети с удовольствием поучаствуют в разработке сказочного сюжета, незаметно для себя пополнят свои знания по ПДД. Существуют разные варианты организации таких творческих тренировок. То, как их использовать, зависит от возраста детей. Дети старше 4 лет смогут сочинять сказки вместе с взрослыми, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняют самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. В своей работе по обучению детей ПДД мы используем различные упражнения по сочинению сказок, одно из таких «Закончи сказку» Целью данного упражнения является развитие у детей умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, закреплять правила дорожного движения. Все дети любят сказки. Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши всех времен, культур и народов с абсолютно одинаковым восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. А что, если попробовать самим сочинять волшебные истории по ПДД, сочинять их вместе с детьми? Это является занимательной формой организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения. В своей работе мы используем такую форму работы, тем самым дети приобщаются к литературному творчеству, расширяют и углубляют свои знания по правилам дорожного движения. Предлагаем ребенку незаконченный сюжет сказки, и он придумывает к нему концовку. Начало сказки не должно быть сложным. Если в процессе сочинения сказки, у ребенка возникают трудности, можно помочь наводящими вопросами. Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки и вместе их обсудить. Начало сказки не должно быть сложным. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. Предлагаем детям простейший сюжет из нескольких предложений. Например: «Однажды медвежонок Топтыжка ехал в автобусе с мамой. Мишка сидел у окна и вдруг увидел яркий фонарик. - Мама, смотри, какой красивый фонарик горит. В это время «фонарь» зажегся красным огоньком и трамвай остановился. - Почему мы стоим? - спросил Топтыжка. - Сейчас, пройдут пешеходы через дорогу, и автобус снова поедет. - Мы, наверное, никогда не поедем. Слишком много пешеходов, - медвежонок вздохнул и продолжал смотреть в окно. Фонарь зажег зеленый свет и вдруг заговорил с Топтыжкой: - Я – не «фонарь», а Светофор! Мои огоньки надежные помощники. Они не простые, а волшебные. - Это как «волшебные»?- удивился медвежонок» Предлагаем детям закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Следующее упражнение, которое мы используем в своей работе Коллективное сочинение. Цель:учить детей умению придумывать сказку поэтапно, развивать связную речь, творческие способности. В коллективном сочинении участвует сразу вся группа или несколько детей. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Сначала дети придумывают героев сказки, описывают их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на вопросы: 1. С чего начнется сказка? 2. Выбор места действия? 3. В какую ситуацию поместить главного героя? 4. Как будут развиваться события? 5. С какими объектами будет взаимодействовать главный герой? 6. Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? 7. Чем закончится сказка? Предлагаю детям попробовать сочинить небольшую сказку. Сказка о конкретном персонаже Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки - все это условия нравственного воспитания вашего малыша, условия формирования у него навыков межличностного общения. 2 этап: 2.1 Инсценировка. «Приключения Бабы Яги» «Уроки Светофора» «День рождения Степашки» «Ёж и щенок» «Сказка о том, как ёжик и заюшка побывали в гостях у детей в детском саду» «Котенок по имени Гав» «Крутой поворот» 2.2 Рисование по мотивам сказок 2.3 Изготовление книжки – малышки» 2.4 Целевая прогулка со сказочным героем на площадку по ПДД Работа с родителями Цель: повышать родительскую компетентность и личную ответственность в вопросах по формированию у детей представлений о безопасном поведении на дорогах. Консультации для родителей: «Дорожная азбука», «Научите детей правилам дорожного движения» Памятки: «Безопасность на дороге», «Правила перевозки детей в автомобиле» Сочинение сказок с детьми дома. Изготовление книжки – малышки Итак, сочиняя сказки по ПДД, дети, вместе со своими героями сами невольно становятся участниками дорожных приключений. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации, тем самым изучение ПДД происходит в доступной, занимательной форме. 10 мая 2021 в 14:43
Прикреплённые файлы:Документ: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством авторских сказок по ПДД» Описание файла:Файл называется: babenko-i-i-eremenko-s-v_9hkra.pptx Это официальный файл организации «Детский сад № 32 ст. Каневская», в нём содержится «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством авторских сказок по ПДД». Размер файла: 7,25 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.