Детский сад № 32 ст. Каневская

«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством авторских сказок по ПДД»

Ерёменко Светлана Викторовна

 воспитатель,

 Бабенко Ирина Ивановна

 воспитатель,

МБДОУ детский сад №32

ст.Каневская

 

 

«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством авторских сказок по ПДД»

 

  Цель:

закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о видах транспорта, о правилах поведения в общественном транспорте.

Задачи:

· Создать педагогические условия для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения, как на дороге, так и внутри транспортного средства.

  Сформировать у детей умение анализировать сказочную ситуацию, рассуждать, находить выход из проблемных ситуаций и принимать решение.

  Развивать связную речь, творческие способности.

  Развивать способность практически применять полученные представления в дорожно-транспортной среде.

  Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведении в дорожно-транспортном процессе.

Актуальность:

 

  Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети.

  Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений деятельности нашей дошкольной организации.

  Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

  Как же научить ребенка правилам дорожного движения, чтобы он не просто усвоил знания, но и запомнил их на уровне рефлексов. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям викторине, игре, дорожной сказке.

Сказка по ПДД – отличное дополнение к учебному процессу в формировании у дошкольников знаний, умений и навыков. Ведь именно в сказках дети рано приучаются верно, оценивать различные ситуации и поступки.

 

Организация образовательной деятельности педагога с детьми с использованием разнообразных организационных форм.

1 этап работы

  1.1 Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение сказок по ПДД, просмотр презентаций и развивающих видеороликов.

1.2  Сочинение сказок по ПДД

Сочинять сказки можно как в ходе образовательной деятельности, так и между делом, на прогулке. Дети с удовольствием поучаствуют в разработке сказочного сюжета, незаметно для себя пополнят свои знания по ПДД. Существуют разные варианты организации таких творческих тренировок. То, как их использовать, зависит от возраста детей. Дети старше 4 лет смогут сочинять сказки вместе с взрослыми, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняют самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству.

В своей работе по обучению детей ПДД мы используем различные упражнения по сочинению сказок, одно из таких  

«Закончи сказку»

Целью данного упражнения является развитие у детей умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, закреплять правила дорожного движения.

Все дети любят сказки. Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши всех времен, культур и народов с абсолютно одинаковым восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые.

А что, если попробовать самим сочинять волшебные истории по ПДД, сочинять их вместе с детьми? Это является занимательной формой организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения. В своей работе мы используем такую форму работы, тем самым  дети приобщаются  к литературному творчеству, расширяют и углубляют свои знания по правилам дорожного движения.

Предлагаем ребенку незаконченный сюжет сказки, и он придумывает к нему концовку. Начало сказки не должно быть сложным.

 Если в процессе сочинения сказки, у ребенка возникают трудности, можно помочь наводящими вопросами. Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки и вместе их обсудить. Начало сказки не должно быть сложным.  Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль.

 Предлагаем детям простейший сюжет из нескольких предложений. Например: «Однажды медвежонок Топтыжка ехал в автобусе с мамой. Мишка сидел у окна и вдруг увидел яркий фонарик.

- Мама, смотри, какой красивый фонарик горит.

В это время «фонарь» зажегся красным огоньком и трамвай остановился.

- Почему мы стоим? - спросил Топтыжка.

- Сейчас, пройдут пешеходы через дорогу, и автобус снова поедет.

- Мы, наверное, никогда не поедем. Слишком много пешеходов, - медвежонок вздохнул и продолжал смотреть  в окно.

Фонарь зажег зеленый свет и вдруг заговорил с Топтыжкой:

- Я – не «фонарь», а Светофор! Мои огоньки надежные помощники. Они не простые, а волшебные.

- Это как «волшебные»?- удивился медвежонок»

Предлагаем детям закончить сказку в соответствии с ее смыслом.

Следующее упражнение, которое мы используем в своей работе

Коллективное сочинение.

Цель:учить детей умению придумывать сказку поэтапно, развивать связную речь, творческие способности.

В коллективном сочинении участвует сразу вся группа или несколько детей. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Сначала дети придумывают героев сказки, описывают их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на вопросы:

1. С чего начнется сказка?

2. Выбор места действия?

3. В какую ситуацию поместить главного героя?

4. Как будут развиваться события?

5. С какими объектами будет взаимодействовать главный герой?

6. Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным?

7. Чем закончится сказка?

Предлагаю детям попробовать сочинить небольшую сказку.

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа.

Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки - все это условия нравственного воспитания вашего малыша, условия формирования у него навыков межличностного общения.

2 этап:

2.1 Инсценировка.

«Приключения Бабы Яги»

«Уроки Светофора»

«День рождения Степашки»

«Ёж и щенок»

«Сказка о том, как ёжик и заюшка побывали в гостях у детей в детском саду»

«Котенок по имени Гав»

«Крутой поворот»

2.2 Рисование по мотивам сказок

2.3 Изготовление книжки – малышки»

2.4 Целевая прогулка со сказочным героем на площадку по ПДД

Работа с родителями

Цель: повышать родительскую компетентность и личную ответственность в вопросах по формированию у детей представлений о безопасном поведении на дорогах.

  Консультации для родителей: «Дорожная азбука», «Научите детей правилам дорожного движения»

  Памятки: «Безопасность на дороге», «Правила перевозки детей в автомобиле»

  Сочинение сказок с детьми дома.

  Изготовление книжки – малышки

Итак, сочиняя сказки по ПДД, дети, вместе со своими героями сами невольно становятся участниками дорожных приключений. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации, тем самым изучение ПДД происходит в доступной, занимательной форме.

10 мая 2021 в 14:43

Прикреплённые файлы:

Документ: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством авторских сказок по ПДД»

Описание файла:

Файл называется: babenko-i-i-eremenko-s-v_9hkra.pptx

Это официальный файл организации «Детский сад № 32 ст. Каневская», в нём содержится «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством авторских сказок по ПДД».

Размер файла: 7,25 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.