Детский сад № 32 ст. Каневская
|
Консультация «Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей«Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей Введение Актуальность методической разработки заключается в том, что «говорящая среда» в нашей группе организована и представлена детям в виде доступности каждого уголка (уголок творчества, конструирования, сюжетно – ролевых игр, книжный, уголок грамотности, развития мелкой моторики, математический, уголок экспериментирования с водой и песком). Данные уголки доступны детям в полном объеме и позволяют им свободно получать новые знания и приобретать навыки самостоятельного развития, что очень важно в данном возрасте. Так, «говорящая среда» дает детям возможность почувствовать себя в «своем» пространстве, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой вклад в общее дело. Методическая разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста и может быть использована как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры детей, позволяющей изучать, уточнять и закреплять полученные ранее и новые знания по теме недели. Новизна данной разработки в том, что «говорящая среда» носит предпосылки к учебной деятельности, пополняемая новыми материалами, а также позволяет пользоваться некоторыми дидактическими пособиями многократно, что одновременно является изучением нового материала и закреплением предыдущего. Основная часть Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада – «рассказать» детям о теме образовательной недели, которая реализуется в данное время. Задачи: -создать условия для проявления познавательной активности детей; -создать условия для творческого самовыражения; -создать атмосферу эмоционального комфорта; -развивать коммуникативные способности детей; -развивать навыки социального партнерства; -развивать психические процессы: творческое воображение и фантазию, внимание, память, мышление; -предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта; -воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре. Почти каждый уголок был наполнен новыми материалами по теме недели. Приемная – оформлен информационный стенд с интересными фактами о транспорте. Каждый шкафчик украшен личными фотографиями детей и оборудован специальными кармашками для творческих работ (по данной теме было предложено принести фотографии семейного транспорта, велосипедов, самокатов для наглядности при составлении рассказов, что способствует развитию речи и закреплению правил дорожного движения). В группе имеются правила, придуманные совместно с детьми, исключающие слово «нельзя» и подобраны фразы, побуждающие детей придерживаться и соблюдать данные правила («ходи в группе спокойно», «говори тихо», «береги чужую игру», «поиграл – убери»). На свободном пространстве в группе дети размещали подписанные ими карточки, в результате чего запоминали буквы, правильное произношение звуков и слов. Уголок творчества – есть все необходимое для работы детей в доступной форме. Рядом расположен один из элементов предметно – развивающей среды «Говорящая стена», на которой дети самостоятельно размещали рисунки по теме недели. Воспитателями были подобраны раскраски, карточки с графическими диктантами, схемы «Соедини по точкам». Также, в течении всей тематической недели уголок творчества пополнялся работами детей и представлены в виде аппликаций - «Автобус», оригами – «Кораблик», поделками из пластилина – «Ракета», «Корабль с парусом», «Самолет» и атрибутами для сюжетно – ролевых игр – «Руль», «Штурвал». Уголок конструирования представлен различными видами конструкторов, благодаря которым у детей развивается воображение, логическое мышление, конструкторские способности и умения анализировать свои постройки. Имеются мелкие игрушки для обыгрывания различных ситуаций. Также, на стене расположены схемы построек, подобранные воспитателями и нарисованные детьми, имеются радостные фото детей с результатами построек. В уголке сюжетно – ролевых игр расположили созданные с помощью родителей многофункциональные ширмы из пластиковых труб и чехлов из ткани с вышитыми машинами «Скорая помощь», «Пожарная машина», «Полицейская машина» и связанные из ниток куклы «Полицейский со светофором» и «Пожарный с огнетушителем». Вся атрибутика по сюжетно – ролевым играм сложена в контейнеры, которые подписаны печатными буквами, что является визуализацией скрытых элементов «Говорящей среды». В книжном уголке были подобраны разные энциклопедии, стихи, загадки, связанные с темой недели, а также, книги, журналы и газеты по правилам дорожного движения и пожарной безопасности. Была организована выставка рисунков на тему «Пожарная безопасность». А также, с помощью родителей были изготовлены «Книжки – малышки» по теме недели. В уголке грамоты размещен мольберт, на котором дети выкладывали слова из магнитных букв. Имеются заламинированные карточки, на которых дети многократно могут записывать слова или счет. В уголке математики для изучения состава чисел, математических знаков, составления задач, воспитателями был подобран счетный материал также по теме недели. В уголке экспериментирования с водой и песком дети изучали свойства песка, бумаги и пластилина. Материал для экспериментов также был подобран исходя из темы недели (бумажные и пластилиновые кораблики). Каждый свой эксперимент дети фиксировали на специальной карточке (имя ребенка, дата экспериментирования и вывод специальными знаками). Исходя из вопросов детей о возникновении транспорта, было создано пособие «Машина времени», благодаря которому дети узнали последовательное развитие транспорта. Оно заламинировано и поэтому каждый ребёнок может неоднократно подписывать слова маркерами на водной основе. В завершении дети рисовали транспорт будущего (летающая тарелка, машина с крыльями, летающий автобус и другие). Совместно с детьми на развитие логики была создана игра – лабиринт «Кто быстрее?», которая способствует развитию мелкой моторики рук и соответственно речи детей. Были созданы дидактические игры на закрепление знаний о видах транспорта. Это «Воздушный, наземный, водный» (дети рисовали транспорт и размещали на нужной полосе), «Четвертый лишний», «Виды транспорта», игра-бродилка «Спешим на помощь». Для помощи в составлении рассказов была сделана мнемотаблица, которой ребята пользовались как в самостоятельной, так и в совместной деятельности. Одним из элементов «Говорящей среды» стал интерактивный стенд, на котором дети распределяли виды транспорта, относящиеся к древнему или современному. Для развития речи, мышления и фантазии детей была создана всем полюбившаяся игра-сторителлинг. Для разностороннего развития детей, более глубокого и наглядного изучения темы недели используем мультимедийные технологии – проектор для просмотра презентаций, обучающих мультфильмов и картинок. Заключение Итоговым мероприятием была организация выставки творческих работ «Транспорт моей мечты», где дети совместно с родителями изготовили транспорт из различного материала и коллективная творческая работа «Путешествуем по станице». Благодаря слаженной работе всех участников педагогического процесса (и воспитателей, и детей, и родителей) созданная говорящая среда была насыщенной, интересной, познавательной, развивающей и способствующей благоприятному и комфортному развитию детей. 14 ноября 2023 в 14:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.