Детский сад № 32 ст. Каневская

«Говорящая среда» - консультация для воспитателей

«Говорящая» среда как инструмент индивидуализации и организации самостоятельной деятельности детей.

 «Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это третий педагог, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.

Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость. Ребёнку необходимо чувствовать себя хозяином в детском саду, где он проводит больше времени, чем в семье. Воспитатель – не якорь, который сдерживает активность, инициативность, эмоциональное развитие детей, а, напротив – маяк, устраняет все препятствия, мешающие ребенку пойти и спокойно взять то, что ему необходимо для творчества, для создания уголка, где он сможет побыть один, воспользоваться любой мебелью в группе и т. д. Поэтому слово НЕЛЬЗЯ в условиях «говорящей» среды является словом «паразитом».

Опыт детского сада

Прежде чем сделать среду «говорящей», необходимо подготовить базу, направленную на становление игры и формирование у детей мотивов обучения. В первую очередь, мы обратили внимание на зонирование пространства, пересмотрели организацию центров активности. В целях избегания путаницы в терминах «центр» и «уголок», нами определено, что «уголок» — это более узкое понятие, нежели «центр». «Центр» может включать в себя множество уголков одной направленности. В нашей группе создано шесть центров развития детской активности с некоторым набором «уголков», поскольку их наполняемость по предметному содержанию является полифункциональной и взаимодополняемой для центра в целом и каждого уголка в частности.

Разделение среды на небольшие пространства производилось с помощью мебели, ширм, секционных стоек. Для соблюдения требований принципа доступности пришлось в группах произвести настоящую перестройку. Все надписи, полки, маркеры пространства, крепления для наглядности и демонстрации детских работ, пособия и т. п. – ВСЁ установили на уровень глаз и рук детей. Теперь все игры, игрушки, материалы для продуктивной деятельности доступны детям и не требуют особого разрешения педагога. Следующим шагом перестройки стало наполнение центров признаками «говорящей» среды.

Нами определены три группы элементов «говорящей» среды, а также продуман примерный перечень содержащихся в них продуктов деятельности педагога и детей.

Один из первых элементов «говорящей» среды – это присутствие в среде значимых для детей материалов, действующих краткосрочно. Они вносятся в среду в соответствии с темой недели, темой краткосрочного творческого или исследовательского проекта, значимых для детей продуктов самостоятельной творческой деятельности. Таких, как рисунки, аппликации, различные модели, макеты, постройки, выполненных ребенком как индивидуально, так и в команде со сверстниками, что даёт ребёнку ощущать себя частью коллектива, в котором важен вклад каждого.

Важно обогащение «говорящей» среды продуктами совместной деятельности, созданных в условиях семьи, и участие в образовательном процессе других социальных образовательных ресурсов.

Уголки каждого центра наполнены картами-схемами для организации индивидуальной исследовательской деятельности картами – последовательностями, карточками – подсказками для организации индивидуальной творческой деятельности, дидактическими играми, карточками-напоминаниями для проверки своих знаний, созданных как руками взрослого, так и руками детей.

Активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений в выборе содержания своего образования, подготовке наглядных пособий очень важна – именно так формируется активная гражданская позиция, когда человек может выбирать себе занятие по душе и нести ответственность за свой выбор.

Как видно из вышесказанного, первая группа краткосрочных элементов «говорящей» среды предусматривает большое количество продуктов детской деятельности. У педагогов, трепетно относящихся к результатам совместного с детьми труда, объективно возникает вопрос – куда их девать после завершения темы недели или проекта? Вариантов на самом деле много – подарить родителям, близким родственникам или детям младших групп, сохранить в портфолио и т. д. Мы, например, сохраняем интеллект-карты до следующего года и достаем, когда начинается соответствующая неделя. Дети с интересом начинают ее рассматривать, вспоминать, обсуждать и дополнять новыми сведениями, ведь запас их знаний за год увеличился, а потом сравнить – что мы знали год назад и что мы знаем теперь. «Обнуленная» таким образом среда с началом новой недели, проекта или значимого события вновь становится «говорящей», а дети-практики вновь начинают осваивать окружающий мир в самом тесном контакте с предметами и объектами ближайшего и удалённого окружения.

Вторая группа элементов, это материалы, находящиеся в среде длительное время и превращающие образовательное пространство в инструмент развития и обучения. К ним относятся: схемы-последовательности и картинки-напоминалки по формированию культурно-гигиенических навыков, навыков безопасной жизнедеятельности, ключевые слова, карты – подсказки, алгоритмы, схемы-последовательности, правила поведения, определение своего эмоционального состояния, а также трафареты, обводилки, фризы и т.д. и т.п.

Результаты детской исследовательской деятельности, зафиксированные в Дневниках наблюдений, также становятся своеобразными обучающими карточками.

Отдельное место в среде групп занимают модели и макеты. В большей части макеты создаются в совместной деятельности педагога и детей, но основной акцент делается на участие детей в их создании. Детям предлагаются на выбор картинки задника, шаблоны для изготовления фигур, материалы для их раскраски, таблички для заполнения ключевых слов (на примере макета «Арктика» это: северное сияние, ледокол, чум, айсберг, нарты, упряжка и т.п. Отдельные макеты создаются в интерактивной форме, когда дети «собирают» детали макета в определенной последовательности, например, последовательностью круговорота воды в природе. Тематика макетов зависит не только от обсуждаемых исследовательских проектов, сезона, но и от индивидуального, личного интереса ребенка. Продукты совместной творческой продуктивной деятельности детей и педагогов часто используются в макетах.

При разработке параметров оценки «говорящей» среды важное место занимает присутствие элементов декора, созданных в процессе творческой детской деятельности, предметов обеспечения собственной игровой и театрализованной деятельности и т. д. Дети самостоятельно определяют, элементы дизайна среды по каждому времени года и сами оформляют группу.

И, наконец, третья группа признаков, это визуализация скрытых элементов среды. Чтобы не перегружать центры развития группы, большинство материалов убираются в контейнеры, которые подписываются. Сами центры активности также визуализированы не только надписями, но и картинками для еще не читающих детей. Дети самостоятельно визуализируют свои игровые пространства, при этом место игры жестко не закреплено и может поменяться, если маркер повесить на другой крючок. Таким образом уголок Стройка может оказаться в уголке Математика. Для ориентировки в пространстве группы и помещении детского сада используются маркеры-указатели. Мы создали совместно с детьми указатель «направляйку», которая подскажет не только ребенку, но и взрослому, что где находится в детском саду.

Личность развивается в деятельности. Можно уверенно сказать, что технология «говорящей» среды – современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.

14 ноября 2023 в 14:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.